Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обосновывается актуальность создания электронной модели портфолио студента на основании постоянных изменений в информационном обществе. Такие процессы требуют реформирования системы образования, ведут к появлению новых парадигм и формированию гибких инструментов для поддержки образовательного процесса.
Материалы и методы. Положения электронной модели портфолио студента основываются на парадигме современного общества «Образование в течение всей жизни», связанной с экономическими изменениями на рынке труда. Кроме того, нормативные документы по стратегиям развития РФ ориентированы на технологичность образования, обусловленную его массовостью, с одной стороны. Индивидуализация образования, связанная с самообразующей учебной средой, с другой стороны, позволяет говорить о широком внедрении программных средств автоматизации в учебный процесс. Ориентируясь на существующие технологичные решения, поставляемые бизнес-компаниями, и требования государственных стандартов в образовании к компетентностному подходу, мы интегрировали подходы при формировании электронной модели портфолио студента.
Результаты. В статье приводится описание электронной модели портфолио студента педагогического вуза, реализованной в виде онлайн-сервиса. Модель представляет три уровня деятельности обучающихся: уровень учебной деятельности и как результаты – сформированность компетенций, второй уровень личных достижений и третий уровень – оценка работодателями.
Заключение. Представленная электронная модель портфолио позволяет обучаемому бакалавриата и магистратуры накапливать свои достижения учебной и внеучебной деятельности, определить уровень формирования компетенций, выпуск-нику – самопрезентовать себя, дав работодателям полную информацию о себе.
портфолио, электронная модель портфолио, формирование компетенций, автоматизация формирования портфолио, конкурентоспособность
Отличительная черта современного рынка труда – специфичность реализуемого на нем товара, рабочей силы, связанной с конкурентоспособностью и личностными качествами претендента на рабочие место. Это приводит к необходимости разработки инструмента, позволяющего потенциальному претенденту на рабочие место накапливать и самопрезентовать работодателю все свои достижения, в т.ч. рекомендательные письма и отзывы о предыдущей работе, области деятельности, круга решаемых задач. Таким инструментом может выступать портфолио, формирование которого у претендента на рабочее место начинается в процессе обучения по выбранному направлению подготовки.
Модель портфолио студента бакалавриата должна складываться из интегральной оценки его достижений: в учебном процессе (оценки по предметам, в т.ч. уровень сформированности компетенций), в профессиональной деятельности (например, прохождение учебных, производственных практик), во внеучебной деятельности (научно-исследовательская работа, спортивные мероприятия и др.).
Перевод всех документов, сопровождающих нашу бытовую и профессиональную деятельность в цифровой формат, приводит к необходимости цифровизации и портфолио обучающегося. Электронная модель портфолио студента бакалавриата должна отвечать основным требованиям к современным образовательным технологиям и образовательной парадигме Информационного общества «Образование в течение всей жизни»: основываться на научном подходе к формированию информации об учебных достижениях студента бакалавриата, предоставлять полную информацию в соответствии с требованиями образовательного стандарта, обладать гибкостью настройки, быть доступной с различных устройств (веб-интерфейс).
Шефер, О. Р. ЭЛЕКТРОННАЯ МОДЕЛЬ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА БАКАЛАВРИАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА [Текст] / О. Р. Шефер, Л. С. Носова, Н. В. Гилязева, Т. Н. Лебедева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2019. — № 3. — С. 189-208. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.12.78.014.
1. Фрумин И. Д. Контуры образования будущего. Социальный аспект. Открытая лекция в интернете из цикла «13 лекций о будущем» Агентства стратегических инициатив. 10.02.2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://asi.ru/media/ 16670?sphrase_id=799472 [Дата обращения: 20.09.2018].
2. Shane K. Saving our Education System with Gamification. Available at: http://gamification.co/2013/02/28/saving-our-education-system-with-gamification. [Accessed: 20.09.2018].
3. Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc 20120210_04 [Дата обращения 22.06.2018).
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html. [Дата обращения 20.06.2018).
5. Оспенникова Е. В. Развитие самостоятельности учащихся при изучении школьного курса физики в условиях обновления информационной культуры общества : Дисс. ...
д-ра. пед. наук. Пермь, 2003. 358 с.
6. Образовательный сервис EDX [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edx.org. [Дата обращения 18.11.2018].
7. Шишов С. Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов,
В. А. Кальней. М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.
8. Сидоркин А. М. Мировые тенденции развития образования [Электронный ресурс]. Видеохостинг Youtube. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=0vBO_IutONQ. [Дата обращения 22.06.2018).
9. Шамова Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова,
П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. М.: Владос, 2002. 320 с.
10. Усова А. В. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики / А. В. Усова, А. А. Бобров. М.: Просвещение, 1988. 112 с.
11. Watters А. Mozilla’s Open Badges Project: A New Way to recognize learning. Available at: https://www.kqed.org/mindshift/14421/mozillas-open-badges-project-a-new-way-to-recognize-learning. [Accessed: 20.09.2018].
12. Каюкова И. В. Разработка математических методов и моделей анализа и прогнозирования качества обучения на основе компетентностного подхода : Дисс … канд. эконом. наук. Волгоград, 2014. 138 с.
13. Лапикова Н. В. Электронная модель количественной оценки уровня сформированности компетенций бакалавров педагогического образования: монография / Н. В. Лапикова, О. Р. Шефер, Т. Н. Лебедева, Л. С. Носова. Челябинск: Изд-во Край Ра, 2016. 216 с.
14. Приказ «Об утверждении Положения о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в КГПУ им. В. П. Астафьева» от 4.06.2017 №399 (п) / ФГБОУ ВО «КГПУ им. В. П. Астафьева». Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kspu.ru/upload/documents/2018/08/15/ 09e0eeaa3473ea2b9fbb1d780cad13c3/prikaz-ob-utverzhdenii-polozheniya-o-provedenii-tekuschego-kontrolya-uspevaemost.pdf. [Дата обращения 22.06.2018).